Previous Entry Поделиться Next Entry
Когда закончится местное самоуправление?
pvplotnikov

Поводом порассуждать на эту тему стало принятие в самом конце 2015 года Тамбовской областной Думой закона области, предусматривающего изъятие ряда полномочий в сфере градостроительной деятельности у органов местного самоуправления города Тамбова (городской Думы и администрации города) и передачу их администрации Тамбовской области. А именно, речь идет о подготовке и утверждении генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (последнее — за исключением документации в отношении объектов местного значения).

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Казалось бы, это — простой и понятный принцип. Государству нужно определить круг вопросов местного значения, предусмотреть налоговые отчисления в местные бюджеты, достаточные (хотя бы до некоторой степени) для решения этих вопросов, установить порядок контроля и больше не вмешиваться в местные дела, занимаясь проблемами государственного уровня — регионального и федерального. Конечно, полной отстраненности быть не должно — муниципалитетам надо и помогать, и координировать их деятельность на уровне региона, и, в крайнем случае, вмешиваться в их работу, если ситуация того требует. Но не подменять собой местное самоуправление, не лишать населения права самостоятельно и под свою ответственность определять судьбу своего города, района, села.

К сожалению, до адекватной реализации положений Конституции о местном самоуправлении еще далеко. Общие принципы организации местного самоуправления, вопросы местного значения, структура местной власти постоянно пересматриваются, причем отнюдь не в сторону самостоятельности муниципалитетов. Например, в 2014 году регионы получили право перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти региона. Вроде бы, перераспределить — это значит часть муниципальных полномочий передать на государственный уровень, а часть государственных — на муниципальный. Но нет, на практике полномочия изымают у муниципалитетов и передают на государству, а вот об обратном никто не заикается.

Именно так и было произведено «перераспределение» полномочий в сфере градостроительства. Если раньше генеральный план и правила землепользования и застройки утверждала Тамбовская городская Дума, то теперь это будет делать глава администрации области. Но нужно заметить, что лично глава не имеет возможности детально вникать во все вопросы. Поэтому фактически работа будет проводиться структурами исполнительной власти области. Вместо публичного обсуждения на заседаниях городской Думы и ее комитетов получится кулуарное обсуждение в чиновничьих кругах. Пойдет ли это на пользу городу и его жителям? Конечно, будут и публичные слушания, и учет мнения органов местного самоуправления, но это все второстепенные процедуры, не влияющие прямо на принятие решения.

Отнюдь не идеализирую органы местного самоуправления города Тамбова и издаваемые ими правовые акты. Тот же генеральный план я неоднократно серьезно критиковал, прежде всего за его нереалистичность. Многие градостроительные решения, принятые прежними городскими администрациями, вызывают недовольство у горожан. Но извините, только что избраны новые городская Дума и глава города. У меня много вопросов к тому, как именно они избирались. Например, глава города не прошел через сито голосования избирателей — это еще одно нововведение, ограничивающее самостоятельность населения. Фактически же его кандидатура была определена вообще за пределами Тамбовской области.

Но это действующая местная власть! Тем более, представленная, как и руководство области, членами правящей партии, да и сформированная по сути этой партией. Так какая необходимость «обкрадывать» ее, отнимая важные полномочия? В официальные формулировки типа «упорядочить градостроительную деятельность на территории г. Тамбова» мне как-то не верится. Абсолютно нет уверенности в том, что, скажем, управление строительства области справится с этой задачей лучше, чем глава города с подчиненной ему администрацией и городская Дума.

Или здесь признание того, что депутаты нынешней городской Думы, а в большинстве своем это руководители коммерческих структур, при принятии градостроительных решений будут тянуть одеяло на себя, пытаясь прежде всего решить вопросы своего бизнеса? Но где гарантия, что и на областном уровне не найдутся нечистоплотные чиновники, которые тоже будут ставить во главу угла личный интерес?

Такой гарантией может являться публичный процесс обсуждения и принятия решений, для которого гораздо лучше подходит парламентская процедура, пусть и несовершенная.

Хотел бы обратить внимание и на то, что часть полномочий в сфере градостроительства останется на городском уровне. А это означает неизбежное дублирование в деятельности структур города и области и связанное с этим разрастание управленческого аппарата.

Примечательно, что перераспределение полномочий коснулось только областного центра. По сравнению с другими муниципалитетами области, Тамбов — вполне благополучный город. При численности населения примерно в четверть от общеобластной его экономика составляет около половины экономики всей области. Зачем же тогда «помогать» сильным, может быть, именно слабые больше нуждаются в помощи? Скорее всего, срабатывает старая бюрократическая привычка, когда хочется как можно больше контролировать, но как можно меньше отвечать. При этом реальные мотивы могут быть самыми разными — от убежденности, что так будет лучше для дела, до банального желания личной наживы.

Наконец, вполне вероятно, что на Тамбовщине воспользовались опытом перераспределения полномочий в сфере градостроительства, который имеется в Московской области. Однако там закон о перераспределении полномочий принимался на фоне конфликтов нового губернатора с местными элитами. Для нашей области такие конфликты не характерны, поэтому необходимость перенимать опыт Подмосковья весьма сомнительна.

В целом, прискорбно наблюдать, как местное самоуправление, которое и раньше не было сколь-нибудь самостоятельным, постепенно теряет остатки своих полномочий. А вместе с этим население теряет веру в возможности местной власти решать какие-либо вопросы. Отсюда и низкая явка избирателей на местных выборах и в целом апатия к общественной жизни. Уверен: это не только не поможет нам преодолеть трудности, с которыми столкнулась российская экономика, но и усилит их.


?

Log in

No account? Create an account